Цифровая трансформация экономики: международный и российский опыт цифровизации транспортного сектора



Цифровая трансформация экономики: международный и российский опыт цифровизации транспортного сектора

Цифровая трансформация экономики: международный и российский опыт цифровизации транспортного сектора

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Развитие цифровых технологий открывает принципиально новые возможности перед транспортным сектором 

«Экспорт транспортных услуг в России составляет 15 млрд долларов. Это сопоставимо с объемом экспорта вооружений и военной техники. Наша задача — применив цифровые технологии, без увеличения средств на инфраструктурные преобразования, повысить производительность, качество и безопасность транспортных услуг, сделать мультимодальность перевозок, обеспечить сшивные технологии при перемещении грузов и пассажиров», — Алексей Семенов, заместитель Министра транспорта Российской Федерации.

«Геосервисы создают огромную экономическую нишу. Совокупно индустрия геосервисов в России может быть оценена в 6 млрд долларов», — Марина Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти Google LLC.

«Российская транспортная отрасль в плане автоматизации бизнес-процессов отстает от США. Но в последние пару лет мы замечаем хорошую динамику», — Дмитрий Шушкин, генеральный директор ABBYY Россия.

«Мы оцениваем вклад экономики Рунета в ВВП на уровне практически 3 трлн рублей», — Сергей Плуготаренко, директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). 

Обмен опытом и подготовка специалистов в ИТ-сфере — важное условие дальнейшей цифровизации отрасли

«Мы можем говорить о вызовах, возможностях цифровых технологий, но если у нас недостаточно специально обученных людей, которые могут контролировать и обеспечивать успешную работу всех систем, это будет невозможно», — Мария Габриэль, комиссар по вопросам цифровой экономики и общества Европейской комиссии.

«Обмен опытом между коллегами приведет к тому, что появятся новые интересные IT-решения, большое количество идей, которые со временем позволят трансформировать нашу отрасль транспорта с помощью цифровых технологий», — Евгений Ковнир, генеральный директор АНО «Цифровая экономика».

ПРОБЛЕМЫ

Несовершенство нормативной базы

«Мы столкнулись с огромным количеством барьеров как технологического, так и нормативного характера», — Александр Повалко, генеральный директор, председатель правления АО «РВК».

«Цифровизация в сфере транспорта несет много преимуществ, но нужно быть осторожными, потому что все эти изменения влекут за собой изменения в стандартизации, и необходимы изменения в законодательстве», — Ольга Алгаерова, исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).

«Для правительства и для государственных структур крайне важно выработать решения в правовом поле, которые позволят разграничить права владения данными, доступ к данным», — Игорь Бевзюк, генеральный директор 2050.Digital.  

«Есть очень интересные решения, но, чтобы они стали рычагом для цифровой экономики и транспорта, не хватает регуляторики», — Дмитрий Дырмовский, генеральный директор, член совета директоров Центра речевых технологий.

«Надо как можно скорее определяться с концепцией собственности данных, разобраться, кто владеет данными. Соответственно, невозможно построить бизнес-модели их монетизации», — Александр Егоров, генеральный директор Рексофт.

Недостаточные темпы перехода на электронный документооборот

«Выгоды от применения [электронно-транспортных накладных, — Ред.] очевидны. Если бизнес переходит на электронный документооборот, а часть этих документов остается на бумаге, то выгоды от перехода в цифру не так очевидны», — Евгений Филатов, генеральный директор СКБ Контур. 

«[Важен — Ред.] перевод огромного документооборота, который сделан на бумаге, в цифру», — Валентин Макаров, президент НП «Руссофт».

«Для того, чтобы “цифровой” путь пассажиров стал легче, нужно снять регуляторику по поводу цифровых посадочных талонов», — Юрий Спекторов, управляющий партнер Bain & Company CIS. 

Отсутствие единой базы транспортно-логистических данных

«Как стыковать граф дорог, возможных путей из точки А в точку Б? Любая оптимизация начинается с того, чтобы дать на вход все возможные варианты. Когда мы говорим про магистральную логистику, то нет единого источника», — Михаил Кудинов, коммерческий директор VeeRoute.

«Данных не хватает. Не вся страна оцифрована в одной системе координат. Есть потребность в получении единой информационной основы», — Алексей Семенов, генеральный директор ГК «Геоскан». 

«В целом по России очень сложно получить даже простейшее расписание автобусов в городе, чтобы создать сервис. Регуляторам нужно обратить на это внимание», — Тигран Худавердян, управляющий директор «Яндекс».

Нестабильность связи вдоль путей сообщения

«За кадром [остаются — Ред.] коммуникации вдоль автотрасс и железнодорожных путей», — Кирилл Меньшов, вице-президент по IT-технологиям ПАО «Ростелеком». 

«Эффективность каждого элемента цепочки, когда мы говорим о мультимодальности, очень важна», — Юлия Кудрявцева, директор по стратегическому развитию Foresight.


РЕШЕНИЯ

Создание интегрированных цифровых платформ

«Разрабатывается цифровая платформа транспортного комплекса, которая позволит выступить такой доверительной средой, которая с одной стороны будет получать от разных платформ информацию в виде данных и передавать ее в государственные контролирующие органы. В рамках цифровой платформы транспортного комплекса [создана] система слежения грузовых перевозок на транспорте, технологическое решение в виде навигационной пломбы, которая является сегодня бортовым компьютером, который может вмещать в себя различную информацию», — Виктория Щербакова-Слюсаренко, исполнительный директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).

«Мы полностью подготовили плацдарм для создания и предоставления услуги мультимодальной услуги для наших клиентов. Параллельно очень активно развиваем платформу для грузовых перевозок», — Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям ОАО «Российские железные дороги».

«Биржа вагонов создана и позволяет выставлять свой груз и доступные вагоны на площадку не только операторам, но и владельцам подвижного состава, у которых есть свои вагоны и задачи по оптимизации», — Артак Оганесян, заместитель генерального директора EPAM Systems.

«[Создана — Ред.] система оперативного планирования для диспетчерской службы Омского НПЗ. Логистическая служба смогла перестроить процесс взаимодействия с РЖД — если они раньше просто поставляли вагоны, то теперь, учитывая точность прогноза, они стали поставлять составы. Это существенным образом повысило пропускную способность всего предприятия», — Павел Адылин, исполнительный директор Artezio.

Тестирование и внедрение новых технологий

«5G-сеть: мы в этом году сделаем прорыв. Сделаем 4 пилотных зоны, где будет полноценно развернута сеть, в том числе для различных беспилотных транспортных технологий», — Эдуард Лысенко, Министр правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий Москвы.

«Проводим пилот на Октябрьской железной дороге — внедрение платформы блокчейн», — Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям ОАО «Российские железные дороги».

«Началась работа по формированию национального технического комитета “Искусственный интеллект”», — Сергей Гарбук, директор по научным проектам, национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также