Новости



Открытое государство в цифровой реальности: мониторинг национальных целей. Публичные дебаты

Открытое государство в цифровой реальности: мониторинг национальных целей. Публичные дебаты

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Открытость информации снижает коррупционные риски и улучшает качество жизни

«Открытость, прозрачность — то, что нам поможет становиться эффективнее, уменьшать коррупционные проявления там, где они остаются. И цифровизация, и доступность информации — то, что нам поможет сделать большой шаг вперед», — Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.

«Государственная власть для людей, ради людей — это главная цель, на которую работает открытость», — Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты Российской Федерации.

«Открытость — один из немногих эффективных способов того, чтобы решения в будущем принимались хоть с какой-то степенью достоверности. <…> Роль открытых данных — это не только защита прав граждан, не только выравнивание информационного неравенства, когда о тебе знают все, а ты не знаешь ничего, даже о самом себе. Это еще и повышение качества жизни», — Иван Бегтин, руководитель проектного направления «Открытые данные» Счетной палаты Российской Федерации; генеральный директор АНО «Информационная культура».

Публичность и прозрачность власти повышает уровень доверия в обществе 

«Самое важное — те большие данные, которые мы должны открывать и публиковать для граждан. И основной инструмент такого спроса — не общественные советы, это модели партисипаторного бюджетирования. Именно там и выявляется запрос — когда ты подключаешь граждан к формированию муниципального бюджета, сразу понятно, что им на самом деле интересно, какие вещи они хотят обсуждать и в каких вещах они готовы принимать участие. Обратная связь именно от людей — это нужно, это важно», — Андрей Никитин, губернатор Новгородской области.

«Большинство граждан, когда мы их спрашиваем, что такое управление на основе данных, говорят: ничего не поняли. Поэтому очень важно, когда они видят конкретный результат», — Мария Шклярук, генеральный директор АНО «ЦПУР»; научный руководитель Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).


ПРОБЛЕМЫ

Сомнения в достоверности открываемых данных 

«Какие-то ведомства стали открыты, но зачастую возникает вопрос: эти данные, которые они там публикуют, — насколько они достоверны, насколько они отражают реальность того, что происходит? Иногда можно быть открытым и сообщать ту информацию, которая не соответствует действительности, внешне выглядеть хорошо, а внутри будет оставаться серьезная проблематика», — Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.

«Статистика — очень традиционная отрасль не в силу какой-то своей собственной косности, а потому что у нас есть многочисленные внешние ограничения и обязательства. У нас заданы очень жесткие международные стандарты, и мы несем ответственность перед международными организациями. <…> Нельзя сегодня считать по старой методике, а завтра вдруг взять и перейти на большие данные, начать считать по-новому. <…> Только после того, как становится понятно, что надежность и достоверность показателей, рассчитанных на основе больших данных, по крайней мере не ниже, чем та достоверность, которую мы получали по традиционным методикам, тогда уже можно переходить на новые подходы», — Павел Малков, руководитель Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат).

«Средние показатели, наверное, очень важны для министерств и аналитики в целом, но для людей важны не средние показатели. Как раз изобилие средних показателей подрывает доверие», — Николай Николаев, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Низкий уровень публичности ряда государственных ведомств

«Заход на наши сайты показывает, что там данные не обновляются, и в общем мы не можем полную картину получить», — Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты Российской Федерации.

«Практически все данные, которые касаются качества жизни, находятся в государственных информационных системах разного типа, и при этом, как правило, от органов власти, которая их держит, очень трудно добиться этой статистики. <…> У нас очень высокий уровень открытости всего финансово-экономического блока правительства и низкий уровень всего, что касается данных касательно качества жизни», — Иван Бегтин, руководитель проектного направления «Открытые данные» Счетной палаты Российской Федерации; генеральный директор АНО «Информационная культура».

Отсутствие обратной связи от граждан

«Очень серьезно влияет на всю нашу жизнь работа государства. Мы платим налоги и считаем, что государственная система умело их использует для наших благ. А обратная связь не всегда достигается. Мы не всегда видим, что власть работает в интересах людей», — Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты Российской Федерации.

«У нас чаще всего чиновники абсолютно разного масштаба мыслят в периметре государственной системы. Можно сколько угодно делать открытой, сделать абсолютной достоверной информацию в Росстате, но людям этого недостаточно. Нужно спросить у людей, а что им нужно для оценки эффективности и достижения результатов, потому что те или иные целевые показатели, которые сейчас предлагаются и по которым собираются те или иные данные, не проходили общественные слушания», — Николай Николаев, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. 

«Новый вызов, непривычный для нас: наши пользователи, потребители нашей информации, тоже серьезно меняются. <…> Мы привыкли работать с профессиональной аудиторией, но теперь перед нами армия непрофессиональных пользователей, с которыми тоже нужно учиться работать», — Павел Малков, руководитель Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат).

Непрозрачность принятия решений

«У нас есть проблемы эффективности государственного управления, в том числе выбора решения. У нас есть проблема коррупции», — Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты Российской Федерации.


РЕШЕНИЯ

Использование разных каналов донесения информации

«Нужно иметь источники информации, качественной, объективной информации, которая реально отражает то, что происходит в той или иной сфере», — Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.

«Должен быть релевантный канал донесения всей достоверной, полной, актуальной информации до граждан», — Максим Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 

«Нужно развивать общественные институты, потому что в этом случае люди будут получать возможность объективной трактовки больших данных», — Николай Николаев, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Обеспечение обратной связи

«Обратная связь должна иметь разные форматы — ответы на вопросы министерств и ведомств», — Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты Российской Федерации.

«Каждый чиновник на каждом уровне, каждое должностное лицо должно иметь информацию о том, на что жалуются люди, что их действительно беспокоит. И реагирование должно происходить мгновенно. Такая система инцидент-менеджмента на основе интеграции всей нашей государственной экосистемы, связанной с госуслугами, в 2020 году будет у нас реализована», — Максим Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

«Очень важно, во-первых, понять, что люди хотят, а во-вторых, сделать возможность общественной верификации этих данных. Нам нужно сделать учет сигналов со стороны населения, со стороны людей, и сделать это обязательным. <…> Люди должны видеть и иметь возможность сообщить о своей точке зрения, с чем они согласны, с чем не согласны, что они видят на местах, что сочетается или не сочетается с тем же самым Росстатом — это очень важно», — Николай Николаев, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Внедрение лучших мировых практик

«Если мы введем лучшие практики, которые используются в мире, по открытости, открытым данным, то минимум на 50 процентов мы с коррупцией справимся. <…> Это действенный механизм повышения эффективности государства, государственной власти и борьбы с коррупцией», — Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты Российской Федерации.


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org


Читайте также