Новости



Инструменты участия бизнеса в проектах национального развития

Инструменты участия бизнеса в проектах национального развития

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Инфраструктурные проекты закладывают базу для привлечения частных инвестиций и экономического развития

«Реализация важных инфраструктурных проектов запускает целый цикл других проектов, которые становятся возможными в разных секторах экономики. <…> Эффективность нацпроектов зависит от того, какое количество бизнес-проектов затем будет реализовываться на их основе», — Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.

«Модель ГЧП может оказаться очень полезной, чтобы мобилизовать ресурсы государственного и частного сектора при создании инфраструктуры. Это новаторский подход <…> и сейчас он применяется во многих странах», — Ли Йонг, генеральный директор Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). 

«Национальные проекты — это ключевая вещь. Если мы это сделаем, мы получим другие темпы развития, мы получим скачок в экономике, и очень важно их выполнить», — Андрей Костин, президент – председатель правления Банка ВТБ (ПАО). 

ПРОБЛЕМЫ

Несовершенство законодательной базы

«Мы ждем закон по поддержке инвестиций, чтобы крупные инвестиционные проекты получили поддержку возврата инвестиций на инфраструктуру. Этот законопроект находится в правительстве <…> [Его принятие] будет хорошим толчком для реализации многих наших проектов», — Рустам Минниханов, президент Республики Татарстан.

«У нашего законодательства очень узкие рамки для ГЧП», — Николай Николаев, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Ориентация государственно-частного партнерства на большой бизнес

«Есть очень серьезная настороженность бизнеса. ГЧП в том виде, в котором есть сейчас, — это для большого бизнеса. <…> Если на ступеньку ниже, то это уже почти невозможная форма сотрудничества <…> Есть системная проблема — те цели, которые мы закладываем в национальные программы, очень часто корректируются. <…> На локальном уровне могут меняться приоритеты. И это бизнес настораживает», — Николай Николаев, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Недостаток опыта и координации при реализации проектов ГЧП

«Институтов развития много, особенно в инновационной сфере <...> Мы предложили создать горизонтальные линии управления и поддерживать друг друга [членов корпорации] компетенциями и капиталом», — Игорь Шувалов, председатель Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». 

«Если мы видим 5-летний горизонт для выполнения национальных проектов, то для инфраструктуры это страшно маленький срок <…> [Реализовывать национальные проекты] нужно начинать делать <…> сегодня, срочно. Иначе деньги, которые выделяются, мы их не освоим», — Андрей Костин, президент – председатель правления Банка ВТБ (ПАО).

«Проекты часто некорректно структурированы для того, чтобы иметь достаточное качество, чтобы банк с ними работал», — Николай Корженевский, экономический обозреватель телеканала «Россия 24». 

РЕШЕНИЯ

Создание на всех уровнях власти условий для реализации проектов национального развития

«Не бизнес должен участвовать в нацпроектах, а нацпроекты должны создавать платформы, на которых бизнес смог бы реализовывать свои проекты <…> Государство, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), должно участвовать, делать первые взносы, капитальные гранты в таких проектах», — Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.

«В 2015 году мы утвердили стратегию [социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года] <…> Основной точкой роста будет нефтехимия и газохимия. Следующая — это машиностроение <…> Все проекты основываются на том, что за последние 10-15 лет мы создали нормативную базу, кроме федеральных преференций есть целый ряд преференций, которые разработаны в нашей республике, создали инфраструктуру — две федеральных площадки особых [промышленных] зон: Елабуга и Иннополис <…> Практически во всех муниципалитетах создали индустриальные площадки», — Рустам Минниханов, президент Республики Татарстан.

«Нам нужно от крупных проектов, к которым мы привыкли и знаем, как финансировать [переходить] к проектам конкретных муниципальных образований, где можно создать и транспортную инфраструктуру, и современный городской квартал. Вот это сейчас наша компетенция», — Игорь Шувалов, председатель Государственной корпорация развития «ВЭБ.РФ». 

Вовлечение малого и среднего бизнеса

«Большое внимание мы уделяем поддержке малого и среднего бизнеса», — Рустам Минниханов, Президент Республики Татарстан.

«Мы создаем сейчас центры, хабы и инкубаторы для малого и среднего бизнеса <…> особенно, поставщиков услуг, чтобы они обслуживали чемпионат мира [ЧМ-2022 — Ред.], чтобы для них это была возможность встать на устойчивую основу и выйти на международный рынок», — Хасан аль-Тавади, генеральный секретарь Верховного комитета по проведению и наследию ЧМ-2022.

Привлечение зарубежных партнеров

«Активно работаем с Китаем <…> Подписан меморандум при руководителях наших государств, что компания Хайер будет создавать [на территории Республики Татарстан] “умные” производства и индустриальный парк», — Рустам Минниханов, Президент Республики Татарстан.

«Мы обнародовали проект о вступлении в новую эпоху всесторонних отношений стратегического сотрудничества и партнерства [с Россией], что было провозглашено на Санкт-Петербургском форуме, и надеемся, что сможем и с российским правительством, и с российскими партнерами более плотно и тесно сотрудничать», — Чэнь Фэньцзянь, председатель совета директоров, China Railway Construction Corporation.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org


Читайте также