Новости



Информационное неравенство: как сбалансировать информационную картину мира

Информационное неравенство: как сбалансировать информационную картину мира

Ключевые выводы


Информационное неравенство — острая социально-политическая проблема

«Информационная картина мира часто оказывается неточной и перекошенной, перегруженной предвзятостями, ложными суждениями. И в результате у нас существует серьезная проблема полноценности и полноты той информационной картины, которую мы получаем», — Андрей Быстрицкий, председатель совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай»; профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Необходимо восстановление баланса

«В работе всех СМИ данная проблема всегда существовала. С течением времени у нас появились новые возможности для решения этого вопроса в XXI веке. <…> Мы уже идем к равенству», — Сейед Ция Хашеми, гендиректор иранского информационного агентства IRNA.

«Информационное неравенство существовало всегда. Фактическая монополия англосаксонских СМИ много лет в мире была константой. Это информационное неравенство начало выравниваться с появлением других медиа», — Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала RT; главный редактор Международного информационного агентства «Россия сегодня».

«Этот дисбаланс был всегда. И этот дисбаланс информационный не появился сам по себе, он является отражением дисбаланса в других сферах, в первую очередь — в глобальной экономике и других сферах», — Ерлан Карин, председатель правления АО «РТРК «Казахстан».

Проблемы


Информационное неравенство имеет пространственные, культурные, гендерные и другие аспекты

«В мире сейчас много информационного неравенства. Некоторые страны, некоторые регионы и события, которые там происходят, освещают не очень часто», — Бинь Ли, заместитель директора CGTN-NEWS.

«Тут есть и проблемы, связанные с неравенством полов; то, как разные люди участвуют в процессе создания и распространения информации. Еще один вопрос — это языки», — Хуан Мария Кальво Рой, советник президента испанского информационного агентства EFE по международным связям.
Информационное неравенство несет угрозу миру

«Эти войны всегда ведутся без правил, но иногда мы видим совсем уже, скажем, бои без правил: когда используются все ресурсы, когда те или иные страны, пользуясь доминированием <…> пытаются не то чтоб навязать картину (это было всегда), а лишить возможностей для появления иных голосов», — Ерлан Карин.

«Мы не считаем, что десятилетия абсолютной монополии западных СМИ, абсолютного владения аудиториями всего мира привели к чему-то хорошему этот мир. Они довели этот мир до ежегодных войн. <…> Политики, поддерживаемые этим хоровым пением СМИ, единолично принимают ужасные, вредные, идиотские решения, потому что никто им не противоречит», — Маргарита Симоньян.

«Если раньше журналистика ставила перед собой только цель донесения информации, составления каких-то картин дня, то сегодня СМИ становятся инструментом силового воздействия», — Ерлан Карин.

«Они, этот мейнстрим, не хотят давать возможности другим расти. Это всем нам понятно. И эта гегемония всем известна, мы понимаем, что за ними стоят сильные державы, которые хотят контролировать мир по-своему», — Сейед Ция Хашеми.

«Огромное количество и обыкновенных людей, и людей, принадлежащих к элите <…> оказались в бушующем океане непроверенной, неточной, часто лживой и противоречивой информации. Как здесь вырабатывать навигацию, принимать решения, вырабатывать политику — совершенно невозможно понять», — Андрей Быстрицкий.

Снижение квалификации работников СМИ

«Когда поток информации обрушивается на головы потребителей, среди них находятся те же самые главные редакторы СМИ и журналисты, которым в нем тоже крайне трудно ориентироваться. <…> Сегодня часто принимаются решения, которые не подвергаются первичной обработке, первичной аналитике», — Эвелина Закамская, главный редактор телеканала «Доктор»; телеведущая телеканала «Россия 24».

«Невежество, которое поразило мир, поразило в том числе и СМИ, и международное образование. <….> Люди не знают ничего ни о чем», — Маргарита Симоньян.

«Еще одна главная проблема — это корректность и компетентность. Потому что, к сожалению, происходит в определенной степени еще и депрофессионализация», — Ерлан Карин.

«Уровень профессионализма, о котором Маргарита [Симоньян – ред.] говорила, он буквально, так сказать, до плинтуса снижается», — Владимир Чижов, постоянный представитель РФ при Евросоюзе.

Решения


Противостояние гегемонии «мейнстримовских» СМИ возможно при объединении информационных усилий

«Очень важно, чтобы у нас было сбалансированное освещение происходящих в мире событий. И поэтому очень важно сотрудничество между различными СМИ. <…> С одной стороны, нужно быть независимыми, с другой — нужно общаться между собой. Нужно сотрудничать, взаимодействовать, чтобы картина получалась более полной и сбалансированной», — Бинь Ли.

«Давайте Китай, Россия, Иран создадут объединенную силу, объединенные СМИ, чтобы представить себя как можно точнее и справедливее, чтобы рассказывать о себе», — Сейед Ция Хашеми.

Повышение качества журналистики, обеспечение доступа к аудитории

«Хорошо, когда аудитория имеет возможность и нашими, и их глазами увидеть и то и другое. Мы считаем, что это хорошо, они считают, что это плохо. <…> За то время, как они включили режим удушения нас, наша аудитория, анализ которой проводится западными же компаниями, выросла на треть. <…> Это говорит о том, что конечный бенефициар всей этой конфликтной ситуации — аудитория. Ей нужна другая точка зрения, она ее хочет», — Маргарита Симоньян.

Комплексный подход к решению проблемы

«Решение должно быть глобальным. Нужно действовать сразу на всех уровнях: правительства (оно должно способствовать более высокому профессиональному уровню журналистов, повышать грамотность населения), медиаиндустрии, которая должна обеспечивать высокое качество журналистики, завоевывать доверие публики, исправлять фейковые новости. Затем технологические компании, они должны вкладывать деньги в инструменты, которые будут бороться с фейковыми новостями. <…> Что касается населения, то нужно повышать его грамотность в том, что касается потребления новостей», — Хуан Мария Кальво Рой.

Подробнее – на сайте информационно-аналитической системы Фонда Росконгресс.

Читайте также